5 дней в Алакуртти.

Заполярье нас манит и зовет. Прошел месяц, как мы вернулись из похода по Хибинам, и вот снова взяты билеты на мурманский поезд, и сложены рюкзаки с горой теплых вещей. На этот раз мы едем в Алакуртти, небольшой поселок в Мурманской области, недалеко от границы с Финляндией. И едем мы на этот раз втроем, с нашим сыном 2,5 лет. Место выбрано не случайно. Алакуртти — это моя малая родина. Там жили мои бабушка и дедушка, там выросла моя мама, там родилась я, и в детстве именно туда меня отправляли, как и большинство детей, на лето к бабРека Тунтсайоки, вид с пешеходного моста.ушке. Из жаркой и солнечной Молдавии — на лето в заполярье, вопреки стандартным летним перемещениям с севера на юг. Поселок Алакуртти очень живописно расположен, в глубокой долине между высоких сопок, на берегу реки. На много километров вокруг – тайга. На наш взгляд, наилучшее место отдыха для жителей большого города.
Собрались мы стихийно, за несколько дней. Как ни удивительно, но нашлись билеты и туда, и обратно, хоть выбор их был совсем невелик. В это время года, в конце августа, поезда на Мурманск идут забитыми до отказа — северяне везут детей с юга домой. Нам достались места в купейном вагоне, верхнее и нижнее. Мы решили, что для поездки с маленьким ребенком — это оптимальный вариант. Так как это наше первое путешествие с ребенком на поезде, и ехать достаточно долго – целые сутки — мы подготовились основательно: планшет с мультиками, блокнот и фломастеры, новая книжка со сказками, несколько новых маленьких машинок. И конечно, любимая еда, в нашем случае — это пачка сосисок, яблоки, батон и соки. Еще взято много салфеток, сухих и влажных, сменная одежда и даже горшок, чтобы ночью не бегать по вагону.
В Алакуртти нас ждут, как желанных гостей. Мы будем жить в гостях у Анны Фаддеевны, подруги моей бабушки, знающей с младенчества и меня, и мою маму. Вот теперь познакомим ее со следующим поколением в нашей семье. Анна Фаддеевна не один десяток лет проработала в местной школе учительницей младших классов, и в поселке мало тех, кого не знает она, и кто бы ни знал ее.

Неожиданным осложнением стало отключение электричества, запланированное как раз на первые три дня нашего визита. Пришлось в наши и без того объемные рюкзаки добавить еще и газовую горелку, и баллоны, и пару налобных фонарей. Кроме того, пришлось долго успокаивать принимающую сторону, что ни мы, ни наш ребенок не пропадем без электричества, обходимся же мы как-то без него в лесу, в походах.

19.08 мы сели в поезд, и путешествие на север началось. Соседи по купе нам попались спокойные и уравновешенные, но мы им особо и не досаждали.

Маленький любопытный мальчик, конечно, болтал без умолку с 7 утра до 10 вечера, катал машинки по полу и стенам, бегал по коридору. Но никому сильно не мешал. А когда нашлась в другом купе компания в виде еще одного маленького мальчика, стало совсем легко.

В поезде.

В поезде.

На перроне в Кеми.

На перроне в Кеми.

Да, поезд — это не машина, и не самолет, а гораздо более подходящий транспорт для непоседливых детей. Даже гулять можно, на длинных остановках. Спать на одной полке с Сашкой оказалось непросто, но он выспался, а я утром забралась наверх и добрала недостающие пару часов сна.
В Кандалакше нас уже встречали. До Алакуртти еще 120 км на машине. До 1997 года ходил дизель из Кандалакши в Алакуртти, он дожидался поезда из Санкт-Петербурга, и неторопливо отправлялся. Дорога занимала около 5 часов. Сейчас есть рейсовый автобус, который ходит не каждый день, и время его отправления совсем не совпадает с прибытием поезда. Да и этот автобус периодически отменяют. Так что ездят все на частниках, быстро, но дорого.

Расстояние в 120 км мы проезжаем примерно за 1,5 часа. Дорога очень живописна, со множеством поворотов, спусков и подъемов, через тайгу, между сопок, озер и болот. Глаз не оторвать. Асфальтовое покрытие хорошее, его сделали несколько лет назад. Пограничники нас даже не останавливают, документы не проверяют, хотя в прошлые мои приезды без паспортного контроля и вопросов, куда, к кому и зачем никогда не обходилось. Алакуртти находится в погранзоне, и как везде в последние годы, пропускной режим то вводят, то отменяют. На момент нашей поездки пропуска не требовались. Последние минут 20 пути Сашке даются нелегко, он хнычет и выкручивается, все-таки устал от дороги, занявшей уже больше суток.

После хорошего асфальта на протяжении всего пути от Кандалакши удивляет участок длиной меньше километра, перед самым въездом в поселок, разбитой и трясучей дороги. Этакая ложка дегтя, куда же без нее.

Вот и Алакуртти. Знакомые улицы, пяти- и двухэтажные дома, вокзал. Сразу бросается в глаза, что вокзал отремонтирован и заново покрашен, в любимые цвета РЖД — серый и красный. Неподалеку, на ул. Данилова, появилась новая часовня. Приятно видеть, что в поселок возвращается жизнь.

Надо сказать немного об истории этого поселка. В 19 веке на месте нынешнего Алакуртти было поселение саамов. Жили они — не тужили, даже сами себя продовольствием обеспечивали, до самого 1939 года, когда началась русско-финская война. По итогам войны Алакуртти вошло в состав СССР, но финны, уходя, сожли село дотла, а жителей вывезли. Не успел поселок отстроиться заново, как началась Великая Отечественная Война, Алакуртти было оккупировано фашистскими войсками, и освобождено только в 1944 году. Следы этих войн здесь повсюду. Улицы названы именами героев ВОВ, в поселке установлены несколько военных памятников, недавно открыт мемориал. Тайга вокруг поселка перепахана окопами, воронками, землянками, в лесу огромное количество военного железа, колючей проволоки. После войны в Алакуртти стали дислоцироваться войска, и маленькое заполярное село превратилось в бурно развивающийся военный городок. В 2000-х годах численность войск стали планомерно сокращать, а в 2009г. окончательно вывели, остались только пограничники.  После ухода военных в поселке все стало приходить в упадок. Не стало госпиталя, появились перебои с теплоснабжением, много домов и квартир было брошено и разрушено, дороги и мосты начали разваливаться. Местные жители, молодежь, в основном, уезжали в большие города. Достаточно типичная картина запустения в маленьком российском городке, потерявшем свое былое значение. В 2014 году военные вернулись в Алакуртти, там была дислоцирована Арктическая Мотострелковая Бригада. И начались перемены к лучшему.

  Нас ждет теплая встреча и традиционное для такого случая застолье. Как и было обещано, электричества нет, но вопреки прогнозам, вскоре оно появилось. Отключение длилось сутки вместо обещанных трех, нам повезло. За столом мы засиживаемся недолго, собираемся на прогулку. Хоть полярный день уже закончился, но темнеет здесь в конце августа еще намного позже, чем в Петербурге, около 11 вечера. Так что у нас есть часа полтора, чтобы немного осмотреться и дать ребенку выплеснуть нерастраченную энергию.

Памятник 42-му стрелковому корпусу, за ним - здание школы.

Памятник 42-му стрелковому корпусу, за ним — здание школы.

  Мы неспешно доходим по улице Кузнецова до военного памятника, Танкетки Т-27, воевавшей еще в советско-финскую войну. 42-му стрелковому корпусу, 1941-1944г. – написано на памятнике. Потом вдоль забора школы спускаемся к реке, мимо зарослей малины  и крапивы, вдоль реки доходим до моста.

  Алакуртти построен в излучине реки Тунтсайоки, хорошо известной среди туристов-водников. Как в любой северной реке, вода в ней ледяная и прозрачная. До моста река течет спокойно, в тихую погоду зеркалом отражает стоящие по берегам леса. А после моста начинается порожистый участок. Пороги на ней серьезные, 3-4 категории сложности. С детства мне запомнилось, что на большой поляне за мостом всегда стояли палатки и катамараны. Но мы любуемся порогами с берега, нас их сложность интересует мало, больше живописность. А шумят пороги так, что этот шум слышен из любой точки Алакуртти, в том числе из дома, где мы жили. Привыкаешь быстро, но поначалу трудно не заметить.

 Мы поднимаемся на мост через Тунтсайоки. Мост впечатляет любого, кто видит его впервые. Он основательный, бетонный, в далекие времена он был железнодорожным. Построенная в начале 40-х годов железнодорожная линия Кандалакша-Алакуртти тянулась и дальше, до самой границы с Финляндией. Но в конце 50-х участок Алакуртти-Куолаярви был разобран. Ни рельсов, ни шпал давно нет. А мост остался. На нем был сделан деревянный настил, и стал мост из железнодорожного автомобильным. Еще лет 20 назад он уже выглядел аварийным, часть досок прогнила, сломалась, провалилась. Ходить через него было страшновато. За прошедшие годы разрушения только усугубились.

Автомобильный мост.

Автомобильный мост.

Дыры в настиле стали еще чаще и больше, ограждения погнулись, на значительном протяжении их нет вообще (как рассказали местные жители, это последствия падения с моста в реку трактора). В общем, ходить страшно, но местные жители продолжают через мост даже ездить. Потому как второй, деревянный, мост через Тунтсайоки, чуть ниже по течению, тоже в пределах Алакуртти, несколько лет назад также развалился до такой степени, что движение по нему было закрыто, мост стал пешеходным. Есть, конечно, и еще один мост, но это крюк в 10 км, если вам нужно ехать в сторону границы.

 Поднявшись на мост, мы увидели, что рядом с ним военные построили временный понтонный мост, и переправляют свою технику по нему. Сашка с любопытством рассматривал и необычный мост, и военные машины.

 Сфотографировали мы прекрасные виды с моста, и отправились в сторону дома. Хоть и вечер, а комары нас уже искусали. Мы с непривычки забыли намазаться репеллентами, выходя из дома. Пошли вдоль железнодорожных путей в сторону вокзала. И тут еще одна интересность встретилась – настоящий железнодорожный семафор. Редко где их еще можно увидеть. А еще метров через 300 стоит водоразборная колонка для заправки паровозов водой. Настоящий музей истории железной дороги под открытым небом.

Семафор.

Семафор.

Водоразборная колонка.

Водоразборная колонка.

 На следующий день нас неожиданно пригласили съездить на озеро Вуориярви, погулять там несколько часов. Мы, конечно, не отказались. Сели в УАЗик — самое правильное транспортное средство на местных дорогах — и поехали. Через тот самый бывший железнодорожный мост! Видимо, ужас на моем лице был столь очевиден, что обратно нас привезли кружным путем.
Озеро Вуориярви находится примерно в 20 км западнее Алакуртти. Сначала мы едем по отличному асфальтированному шоссе Алакуртти-Куолаярви, затем сворачиваем с него на грунтовку. По этой дороге проехать можно только на внедорожнике, много торчащих камней, ям, бродики через ручьи. Проезжаем мимо военного полигона. В этом месте дорогу перегораживают шлагбаумом на время стрельб, но нам повезло, было открыто. Озеро довольно большое, около 4 кв.км, береговая линия у него изрезанная, на озере видны островки. Вокруг сопки, поросшие лесом. В северной части в озеро втекает речка Вуорийоки, в восточной она из него вытекает (уже называясь Нижняя Вуорийоки, или Алавуорийоки). На восточном берегу озера в довоенные годы был финский хутор, а сейчас стоит десяток деревянных домиков. Сюда приезжают на отдых и местные жители, и туристы из других регионов России. Место очень красивое, дикое и тихое. На озере мы увидели несколько лодок с рыбаками. Говорят, рыбалка на Вуориярви знатная.

Озеро Вуориярви.

Озеро Вуориярви.

Мы бродили вдоль берега, бросали камешки с причала, собрали вдоль тропинок пару килограммов грибов, ели горстями чернику. Посидели на деревянном мостике через речку. Встретили очень пушистую рыжую белку, их тут подкармливают. Когда выехали обратно, набегавшийся ребенок уснул у меня на руках, несмотря на тряску.
Через несколько дней мы еще раз приехали на Вуориярви погулять.

Прогулялись вниз по течению Алавуорийоки, посидели на остатках разрушенной мельницы, побросали камешки. Пожалели, что совсем не умеем рыбачить. Озеро Вуориярви осталось в памяти местом, откуда не хочется уезжать.

Нагулявшись на озере, вечером мы далеко не пошли. Спустились к реке рядом со старой школой на улице Данилова. В этом месте отличный вид на пороги и перекаты. Вечернее солнце позолотило лес на другом берегу. Пороги шумят, комары звенят. Мы сидим на теплых гранитных глыбах на берегу, а Сашка возит воду в самосвале. Ему на берегу реки раздолье для игр, надо только смотреть, чтобы в реку не свалился, течение очень сильное, и вода ледяная.
А погода нас балует. После холодного июля, когда во время похода по Хибинам температура воздуха была 5-6 градусов, во второй половине августа мы ожидали не более теплых дней. Теплых вещей было взято из расчета на серьезные холода. Но неожиданно началась жара, термометр показывал +25, ясно и тихо, все дни мы гуляли в футболках с коротким рукавом. И здорово загорели в Заполярье! У такой жаркой погоды был один минус — комары и прочие кровососы нещадно кусали голые руки и шею, несмотря на всяческие антикомариные мази-спреи, но даже в ветровках ходить было слишком жарко.
На третий день нашего пребывания в Алакуртти мы отправились за реку. За мостом дорога идет по высокой насыпи, это же бывшая железная дорога. Справа от дороги вдоль берега реки тянется большое болото, затем стрельбище. Слева сухой сосновый лес на пригорках, в нем сельское кладбище. Все дороги и дорожки песчаные, Сашка принимает их то ли за огромную песочницу, то ли за пляж. Он копает прямо на лесной дороге, нагружает самосвал, а потом просто валяется на чистом нагретом солнцем белом песке.  В лесу черника и грибы. И того, и другого немного. Черника уже отходит, а для грибов слишком жарко и сухо. Однако ж, за час прогулки по лесу мы набираем пакет грибов, и рты у нас с Сашкой заметно синеют. «Совсем нет грибов, ну совсем нет» — вздыхают местные жители, каждый день принося Анне Фаддеевне по корзинке грибов, собранных между делом. Мы улыбаемся. За несколько дней, проведенных в Алакуртти, наш ребенок начал есть грибной суп и выучил названия грибов — белый, подосиновик, подберезовик, масленок, моховик. И даже начал отличать их друг от друга и от несъедобных грибов, кто бы мог подумать.
Следующие два дня мы гуляли по Алакуртти и по лесу за рекой. Здесь много интересных и живописных мест.
Если пройти по улице Кузнецова до школы и повернуть налево, то окажешься на Набережной улице. Много лет назад именно тут жили мои дедушка и бабушка, жизнь на этой улице кипела. Сейчас Набережная производит грустное впечатление — по обе стороны улицы стоят двухэтажные каменные дома с заколоченными окнами и провалившейся крышей. Прежние жители кто уехал, кто умер, кто перебрался в новые дома (так называемый, финский городок, построенный в начале 90-х для военных, выведенных из Германии). Поговаривают, что планируется восстановление этих домов, но время покажет, так ли это.

  По Набережной можно дойти до танка, памятника защитникам советского Заполярья. Он стоит рядом с бывшим Домом офицеров. Дорога спускается от памятника вниз к реке. Здесь еще один мост через Тунтсайоки, деревянный.

На мосту.

На мосту.

Ныне он пешеходный, а еще несколько лет назад был автомобильным. С моста открывается отличный вид на пороги. Чуть выше по течению река разделяется на три больших рукава, обходя острова, а к пешеходному мосту рукава вновь сливаются в одно русло. В самой правой протоке находится порог Первенец, до него можно дойти по тропе вдоль правого берега реки от пешеходного или от автомобильного моста.
У пешеходного моста можно спуститься и на самый берег реки, что мы и сделали. Посидели на камнях, пофотографировали реку. Потом пошли вниз по левому берегу реки по тропинке, и вскоре набрели на местный пляжик. Хоть и за полярным кругом, а настоящий пляж — белый чистый песочек, хороший плавный заход в воду. Погода была жаркой, на пляже было людно. Купаться, по примеру северян, мы не стали, но понежились на пляже пару часов.
Тропинка вдоль реки ведет дальше и приводит к мощному и красивому порогу с названием Падун. Очень хотелось посмотреть, как этот порог проходит какой-нибудь катамаран, но в тот день желающих не было. Место очень живописное – скалы, сосны и бурлящая вода. А ниже по течению реки по тропе не пройти, она перегорожена колючей проволокой.

В последний день нашего заполярного отпуска мы перешли Тунтсайоки по пешеходному мосту и поднялись по дороге на горку. Справа от дороги установлен памятник летчикам, защищавшим эту землю в годы войны. А чуть дальше, слева от дороги, несколько лет назад открыли мемориал пограничникам Заполярья. Сколько тысяч солдат и офицеров здесь покоится, даже не сосчитать. В центре мемориала плиты с именами погибших бойцов, а по периферии несколько десятков братских могил.

  От мемориала мы по азимуту прошли через лес вдоль реки, попутно собирая грибы и поедая чернику, и вышли к стрельбищу. На стрельбище Сашка окопался надолго, еще бы – такая огромная песочница! Надо заметить, наш ребенок ежедневно устанавливал все новые и новые рекорды по ходьбе. Он проходил по несколько километров по дорогам, тропам и вовсе без них, как правило, даже не жалуясь на усталость. Ну, иногда, конечно, уставал и забирался на папины плечи или укладывался отдохнуть на камешек.

А я на камешке лежу!..

А я на камешке лежу!..

Сашка устал.

Сашка устал.

Мы немного пожалели, что не взяли с собой беговел, с ним мы могли бы совершать гораздо более далекие вылазки.

  А потом настало время уезжать. Уезжать всегда грустно, особенно из любимых мест. На машине мы домчались до Кандалакши. По дороге сфотографировали все-таки самую высокую сопку между Алакуртти и Кандалакшей – гору Гремяха высотой 525 метров. Дальше сутки в поезде, час в такси – и мы дома, полные впечатлений и желания непременно вернуться в Заполярье в ближайшем будущем.

Запись опубликована в рубрике Прогулки с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий