Хибины вчетвером

На перевале Северный Рисчорр.

На перевале Северный Рисчорр.

Так уж случилось, что именно в тот год, когда мы задумали поход с детьми по северу, зима там  выдалась самая снежная за 80 лет, а весна самая поздняя. В предыдущие годы в июле мы шли по цветущим Хибинам, а в этом июле горы были укрыты снегом. Дорога из Кировска на базу КСС открылась для проезда только 24 июля, расчищенная от снега трактором.  Дважды мы переносили поход, сдавали уже купленные билеты, но в третий раз удалось ими воспользоваться по назначению. Нас всего четверо — двое взрослых, мы с Сережей, и двое наших детей, Саша 4,5 лет и годовалая Маша. Команда маленькая, но подготовленная многочисленными выездами по Ленобласти. Ура, наше путешествие началось!

2 августа.

В 19.48  поезд отправился с Ладожского вокзала. Дети, наконец, заперты в ограниченном пространстве, а не разбегаются в разные стороны по вокзалу и по перрону, рискуя куда-нибудь свалиться или потеряться в толпе других пассажиров. 

В нашем тесном мире плацкартного купе оказался еще один ребенок Сашиного возраста, дети играют вместе остаток вечера. А уставшая донельзя Маша носится по вагону, прыгает по полкам, хватает все, до чего может дотянуться, заставляя нас задуматься, не зря ли мы затеяли эту поездку, не переоценили ли силы детей.

3 августа.

В 18.35 мы высаживаемся в Апатитах. Нас уже встречают «Кольские экспедиции» на сурового вида УАЗе. Почти 2 часа (и 4000р) занимает дорога до Куэльпорра. Дорога каменистая, трясет нас в полупустой машине нещадно. Дети засыпают, сидя на руках. За окнами дождь то начинается, то прекращается, облака висят низко-низко, гор не видно. Глядим по сторонам, приветствуем Хибины, удивляемся количеству снега на склонах и на Кукисвумчорре.

КСП Куэльпорр.

КСП Куэльпорр.

В 20.30 выгружаемся на базе спасателей. УАЗ уезжает, а мы стоим под моросящим дождиком с двумя спящими детьми на руках и тремя 30-килограммовыми рюкзаками. В плане было быстренько заселиться в домик и там заночевать. Но неожиданное препятствие — дежурный спасатель Михаил в этот момент спускал с Северного Чоргорра женщину, сломавшую ногу. Второй спасатель предложил дождаться возвращения Михаила и вопрос решить, часа через три. Ждать мы не можем. Пока я утепляю полусонных детей, Сережа подыскивает ближайшее место под палатку. МЧС-ник ходит вокруг нас кругами, поглядывает на Сашу и Машу, и минут через 15 отводит нас в единственную пустующую комнату. На следующий день мы узнали, что комната была забронирована какой-то группой, мы этого не знали. Не повезло группе. 
Ужинаем на скорую руку остатками провизии из поезда — и спать. Поздно вечером видим через окошко машину спасателей, увозящую в Кировск пострадавшую туристку.

Водопад Рисйок.

Водопад Рисйок.

4 августа.

Мой 33-й день рождения начинается на базе КСС. Утро серое, хмурое, моросящий дождик, низкая облачность. А в домике тепло и уютно. На столе букет северных цветов от любимого мужа и 33 маленьких тортика, с одной свечкой каждый, по-карлсоновски! Как душевно начинается наш поход!
Позавтракав шоколадными тортиками, мы идем на прогулку на водопад Рисйок, до него около 1 километра. Маша сразу же засыпает в переноске, а Саша бодро шагает, собирая по пути северную растительность. В Хибинах сейчас весна в разгаре, хоть и начало августа. Цветет брусника и черника, полярные маки, колокольчики, камнеломки и множество неизвестных нам растений. На водопад мы любуемся и сверху, и снизу. Закономерно, снизу он впечатляет больше. После водопада поднимаемся по дороге на смотровую площадку на горе Куэльпорр, отдыхаем на отвале рудника и возвращаемся по дороге на базу. Все 4 км Саша проходит сам, кроме последних 300м. Просится покататься в переноске, пока выспавшаяся Маша идет пешком.
После обеда собираем рюкзаки, пора переселяться. На базе хорошо, но хочется тишины и уединения, мы ведь сюда за этим и приехали.

Место нашего лагеря.

Место нашего лагеря.

Прощаемся со спасателем, бронируем комнату на последнюю ночь похода и уходим по тропе вдоль Кунийока на одно из озер в его долине. Место очень живописное, с видом на Северный Чоргорр. Озеро мелкое, вода прозрачная, в ней плавают стайки головастиков и какие-то жучки, по поверхности скользят водомерки. Мы с детьми остаемся ставить лагерь, а Сережа делает еще два рейса на базу за оставшимися двумя рюкзаками. Переселение на 1 км занимает несколько часов. Вечером начинается дождик, посиделки у костра получаются недолгими .

5 августа.

Утром хребта и перевала не видно, пасмурно, и, похоже, погода меняться в лучшую сторону не будет. Решаем идти в радиалку на озеро Гольцовое. В 10.45 выходим. Идем неторопливо, со скоростью Саши. Ему поначалу скучно, он поднывает, а потом втягивается.

Привал.

Привал.

Идем с песнями, стихами, играми и частыми привалами. Маша сначала спит полтора часа, а проснувшись, рвется идти пешком, с ней договориться труднее. Спасают сушки, воздушные шарики и пересаживание то в переноску, то на руки, то маме, то папе. Доходим до вырубки. Печальное это зрелище, оголенная долина практически от борта до борта. После брода через Партомйок мы ошибаемся с выбором дороги на развилке. Идем по более наезженной правой, а нужно было по левой. Ошибку понимаем только спустя километр, когда дорога заворачивает к Умбозерскому перевалу и начинает набирать высоту. Правильная дорога хорошо видна, но пройти напрямик по лесоповалу невозможно, так что идем дальше, сделав крюк в лишний километр, не меньше. Зато на привале находим спелую чернику, единственный раз за поход.
Вот и озеро Щучье, в ряби от сильного ветра, уровень воды высокий, часть дороги вдоль берега затоплена. До Гольцового пробираемся по тропинке через болото и выходим к устью Кунийока. Привал, обед. На берегу ветрено и холодно. Обратно мы идем быстро. От Гольцового дети оба едут в переносках до конца вырубки, где Сашу высаживаем, он отдохнул немного и доходит до лагеря пешком. По навигатору за день мы прошли 18 км, из них наш 4хлетний сын не меньше 10 км прошел сам. Мы смотрим на него с удивлением и уважением. На следующий день планируем дневку, все устали.

6 августа.

Проснувшись поутру, мы неторопливо встаем, готовим завтрак, умываем детей. По плану дневка. И вдруг на глазах погода начинает улучшаться! Небо стремительно расчищается, открывается перевал, теплеет. Сомнения длятся недолго, такой шанс упускать нельзя. Быстро собираемся и в 11.00 выходим на Северный Чоргорр, 1А, 1010м. Мы плохо представляем, как мы будем справляться с детьми на подъеме, и как высоко сможем подняться, но решаем разбираться по ходу дела, ориентируясь на погоду и состояние детей.

Первый снежник на пути.

Первый снежник на пути.

На высоте 400м встречаем первый снежник, который приводит детей в восторг. На освещенной солнцем полянке около снежника замечательно!  Дети копают снег и катаются с горки. Часть вещей прячем между камней рядом со снежником, чтобы максимально разгрузиться.

До высоты 600м Саша идет сам, за руку с Сережей. Маша уже спит в эргорюкзаке у меня за спиной. Переноска Татонка забронирована за Сашей, хотя Маше она нравится гораздо больше, чем эргорюкзак. Когда тропа становится слишком крутой для Сашки, появляется много «живых» камней, он забирается в переноску. 19 кг за спиной – практически полноценный горный рюкзак. А мне достается маленький рюкзак, который, как оказалось, нести впереди очень неудобно из-за эрго, лямки съезжают, и поменять рюкзаки местами уже невозможно, так как Маша спит. Самый сложный участок подъема – там, где нужно обходить слева скальные сбросы по крутой осыпи среднего размера, с большим количеством «живых» камней. На этом участке просыпается Маша, и мы устраиваем перекус. Вот и снежник на перевальном взлете. На его краю бросаем рюкзак, наверх берем только детей, уже утепленных насколько возможно, и фотоаппарат. Снежник весьма крут, но по нему идти гораздо легче, чем по качающимся камням.

В 16.00 мы на перевале.

Перевальный взлет Северного Чоргорра

Перевальный взлет Северного Чоргорра (1А, 1010м)

Пара фотографий у тура на память и  скорее вниз. Наверху очень ветрено и холодно, дети начинают мерзнуть. На западную сторону ущелья мы не пошли. Вниз спускаемся быстро. Маша проголодалась, поднывает, а еда спрятана далеко внизу. Идти вниз по осыпи немногим легче, чем вверх. Мы вспоминаем, что два дня назад тут спасатели спускались с носилками, и осознаем, насколько же это было нелегко!

Саша до начала пологой тропы спускается в переноске, дальше пешком. Еще один перекус делаем внизу у снежника, и около 19.00 мы в лагере, уставшие, но довольные.

Поздно вечером за какие-то полчаса небо полностью затягивает облаками, ночью слышно, как по тенту палатки барабанит дождик.

7 августа.

Неизвестная заполярная птичка.

Неизвестная заполярная птичка.

Ночью дождь, утром туман и морось. Дневка. Сережа повесил детям качели, выстругал кораблик, потом сделал табличку «Шушары», которую мы днем позже повесили у входа на базу спасателей. Прилетали к нам в гости две птички, подъедали остатки каши, вываленные под деревцем. Красивые такие, с черной головкой и серо-оранжевыми крыльями и хвостом. Во второй половине дня сходили в гостиницу Рамзай-Север в душ (300р. с человека). С душем не повезло, сломался бойлер, вода была чуть теплая и на всех нас ее не хватило.

8 августа.

Ночью и утром льет дождь. Если бы два дня назад мы не рванули на перевал вместо дневки, то уже и не попали бы на него.

Старый запорожец на базе КСС.

Старый запорожец на базе КСС.

Часам к 12 принимаем решение переселяться обратно на базу КСС. Детям сидеть в палатке скучно, особенно Маше. Если завтра погода наладится, то будет возможность сходить на Северный Рисчорр, не тратя половину последнего дня на переселение. Дождь то начинается, то прекращается. Переселяемся опять же в три приема: сначала дети  и один рюкзак, я остаюсь с ними, а Сережа еще дважды ходит под дождем за оставшимися рюкзаками. В этот раз на базе нам достается так называемый «генеральский домик», за те же 350 р с человека, как и комната. Большой, удобный, человек на 10. Между оконными рамами лежит ягель и веточки брусники.

Под вечер, наконец, небо расчищается, выходим погулять с детьми. За прошедшие 2 года с нашего последнего приезда в Хибины, на базе КСС появилась детская площадка: качели, батут, песочница, старый запорожец, и надувной бассейн (для самых морозоустойчивых детей, видимо). А еще здесь есть небольшой вольерчик с курами, а по двору гуляют большие общительные собаки. Саше и Маше тут нравится.

9 августа.

Утро солнечное, небо чистое. Обрадованные, мы собираемся в радиалку. Но вдруг, уже натягивая ботинки, слышим шум дождя за окном. Льет до обеда, практически без перерывов. Как обидно, ведь завтра в 8 утра нам уезжать домой.

Делать особо нечего, настроение невеселое, и, уложив Машу, ложимся спать все.

А проснувшись, не верим своим глазам. Чистое небо без единого облака, тепло и тихо. Хибины улыбаются нам напоследок. Два часа дня. Ну совсем не время для выхода в радиалку, даже и без детей. А с другой стороны, последний день, хорошая погода. Поднимемся так высоко, как сможем, по силам своим и детским. А обратно мы детей, в конце концов, и спящими донесем. В Хибинах сейчас уже не полярный день, но ночь пока еще совсем короткая, и это очень облегчает планирование. Ходи хоть ночью, все отлично видно. И в 15.00 мы стартуем на Северный Рисчорр (н\к, 900м). В пути нас обгоняет не одна группа, так же ловящих благоприятный момент.

Саша бодро шагает по дороге, потом менее бодро, но все же неплохо идет по тропе. Через участки морены переводим его за руку. На коротких привалах подкармливаем Машу, чтобы поддерживать ее хорошее настроение. Встреченные группы улыбаются, глядя на наших туристят.

Вид с перевала Северный Рисчорр на восток.

Вид с перевала Северный Рисчорр (900м, н\к) на восток.

В 18.30 на высоте 650 м подошли к наиболее крутому участку сыпухи. Камни достаточно крупные, попадаются и живые. Сашу посадили в переноску, своими ногами ему тут не пройти, он и рад возможности отдохнуть. Когда началось выполаживание, появились снежники, метров через 500, Сашка пошел пешком, за руку с Сережей. В 19.00 достигли западного входа в ущелье. Оставив лишние вещи, прогулялись по покрытому снежником ущелью до восточного выхода. Впечатляет и само ущелье, и вид на Умбозеро и Восточные Хибины, освещенные вечерним солнцем. Наверху холодно, ветрено, моросит грибной дождик, но не настолько холодно, как было на Северном чоргорре. Вернулись к восточному краю, перекусили – и в 20.00 отправились на спуск. До базы еще 7 км. Для ускорения спуска детей Сашку посадили в переноску у начала сыпухи, там он ехал до дороги вдоль Рисйока, а дальше шел пешком уже до самой базы. Маша часик проспала, дальше мирно смотрела по сторонам.

Вечер тихий, горы освещены красноватыми лучами солнца. Саша говорит: «Мама, а хорошо, тут, да? Тебе тоже нравится? Мы ведь еще приедем?» Такие слова от ребенка, на 7й день похода, в 10 вечера спускающегося с перевала в 900м, куда он поднялся практически самостоятельно, прошедшего уже больше 10 км, нас очень радуют. Значит, все было правильно. Живя в городе, мы привыкли сильно недооценивать возможности своих детей. В 22.30 добираемся до домика. За день 14 км.

10 августа.

В 8.00 нас ждет УАЗик. 2 часа тряски – и мы на вокзале в Апатитах. Едва садимся в поезд, дети засыпают часа на три, а мы, наконец-то переводим дух. Поход, несомненно удался, а теперь пора домой!

P.S. важная информация! Частота для аварийной радиосвязи с дежурным спасателем МЧС базы Куэльпорр  — 164,477 МГц, с гостиницей Рамзай-Север — 433,375 МГц (информация от дежурного спасателя).

Запись опубликована в рубрике Отчет о походе с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий