Удивительная речка Рагуша.

На востоке Лениградской области есть удивительная речка Рагуша. Она берет начало в Новгородской области. Ничем не примечательной лесной речкой течет среди лесов и болот. Однако, за несколько километров до устья, характер ее меняется. Рагуша начинает стремительно вгрызаться в землю, образуя глубокий каньон. В незапамятные времена известняки, слагающие русло речки, растрескались, и по трещинам побежала вода, растворяя камень. Начались карстовые процессы. Подземные водотоки становились все больше и больше, и наконец, часть Рагуши потекла под землей. Весной, в паводок, воды в речке много, и наземное русло затапливается полностью. Вода течет и над, и под землей. Летом и осенью уровень воды спадает и вся речка уходит в поглощающие поноры, чтобы пройдя неведомыми карстовыми каналами под землей несколько километров, появиться вновь на белый свет.

За последние пятнадцать лет речка Рагуша стала более доступна во всех отношениях. Появились сайты, посвященные Рагуше, статьи, главы в книгах и путеводителях. Путь от Санкт-Петербурга в Бокситогорский район стал тоже более простым. Мурманское шоссе подлатано, местами реконструировано. Ехать приятно, если бы не одно но — узкие «бутылочные горлышки», оставленные в недоделанном с 90-х годов шоссе, создают громадные пробки. У д. Иссад реконструируют мост через реку Волхов и развязки вокруг него. Пробки есть, но не такие большие. А вот дальше, после поворота на Вологодское шоссе, начинается шикарная, недавно капитально отремонтированная дорога европейского вида. Разметка, отбойники, тротуары и ограждения. В некоторых населенных пунктах установлены шумозащитные экраны. Асфальт идеально ровный. И так до самой д. Дыми и даже куда-то дальше.

Сейчас, читая свой старый отчет о поездке в те края в 2000 году, поневоле вспоминаешь, как свернув с Вологодского шоссе в деревне Дыми, мы попали в сплошное царство ям,  воронок и колдобин  на десятикилометровом отрезке дороги, ведущей в Бокситогорск. Местные жители тут не ездили. Весь транспорт шел более длинной, но зато более приличной дорогой через деревни Батьково и Нижница. Сейчас дорога от д. Дыми и до г. Бокситогорск полностью отремонтирована.

От поворота в п. Сельхозтехника на дорогу, ведущую к Рагуше, и до деревни Колбеки, в 2000 году был устрашающего вида асфальт, а потом начинался грейдер. Сейчас асфальт дотянули до д. Мозолево. Старый участок от п. Сельхозтехника и до д. Колбеки отремонтирован, ямы залатаны «дырочным» ремонтом. Дальше до Мозолево асфальт совсем новый. Грейдер тоже приличного состояния.

Благоустроенная стоянка на Рагуше.

Благоустроенная стоянка на Рагуше.

У самой Рагуши тоже видны благоустройства. Слева от дороги, не доезжая примерно километр до моста через речку, стоит деревянная арка с надписью «Рагуша». Если пройти через нее, то через пару десятков метров попадешь на благоустроенную поляну. На ней поставлена парочка беседок, кострище, мангал, туалет и помойка, замаскированная под деревенский колодец.

За мостом, в глубине леса есть еще одна оборудованная стоянка. Раньше на ней базировалась экологическая экспедиция из Бокситогорска. В этом году на стоянке пусто. На другом берегу Рагуши есть еще несколько необорудованных стоянок. На одной из них в эти дни стоял какой-то детский лагерь.

В первую ночевку в лагере экологов нас потревожил звук двигателя на дороге рядом с нами, а затем треск ломаемых ветвей и стук топора. Мы вышли посмотреть, дошли до  ближайшего поворота, но никого не обнаружили. Вернулись обратно, и через несколько минут к нам пришел человек. Оказывается, они застряли чуть дальше, на подъездах к лагерю. Пришлось заводить машину и вытаскивать их на буксире. Это приехали одни из организаторов и основателей нашей стоянки. С одним из них, вожатым Михаилом, мы разговорились. Он рассказал, что в этом году лагеря нет. Не выделили деньги, точнее, они не выиграли какой-то тендер. Какой тендер может быть нужен для вывоза ребят на природу для нас осталось загадкой. Приехавшие посетовали на то, что похоже их любовно оборудованному лагерю пришел конец, и скоро здесь воцарит запустение. А запустение уже начало проникать сюда. Недалеко от поляны есть еще одна стоянка, спрятанная в лесу. На ней тоже был построен навес и скамейки. Сейчас навес рухнул и частично развалился. К нашему изумлению на одной из скамеек сидел серый пушистый кот. Как он забрался в эту глушь, нам не ведомо, а сам кот общаться с нами не пожелал и скрылся в лесу. Потом мы еще раз видели его, он рано утром прошел краем экспедиционной поляны и опять ушел в свой лес.

У приехавших мы постарались выяснить интересующие нас подробности про окрестные речки и Ярцевский рудник. Речки эти интересны тем, что на картах часть их русел обозначена пунктиром, так же как и русло Рагуши. Есть предположение, что в этих местах могут уходить под землю и другие речки. Ни вожатый Михаил, ни его спутник ничего не знали про эти речки. Ярцевский рудник был известен больше. Нас он заинтересовал живописными видами и тем, что это один из двух не затопленных рудников Бокситогорска. Все остальные залиты водой. Михаил рассказал, что короткая дорога от Мозолево к руднику разбита так, что не проехать даже на  квадроцикле, проще ехать другой дорогой, по насыпи старой узкоколейки. Сведения оказались полезными.

Первый поход по каньону Рагуши мы осуществили сразу после ужина. Июнь, белые ночи,  можно гулять хоть до полуночи. От нашего лагеря в каньон ведет деревянная лестница. Спустившись по ней, мы увидели речку, журчащую среди камней. По моим воспоминаниям, в 2000 году вода в русле заканчивалась как раз где-то здесь. А сейчас  вода есть и исчезать не собирается. Пошли вниз по течению. На песчаных берегах виднеются ямки со следами водотоков. Это пересохшие поноры. Через них вода, при ее более высоком уровне,  уходит под землю. По берегам и на песчаных островках заросли мяты, даже в воздухе кое-где стоит ее аромат. Еще дальше вниз по речке вправо уходит лабиринт высохших сейчас оврагов. При высокой воде часть потока уходит в эти овраги и там через многочисленные поноры уходит под землю. По береговым склонам хорошо видно докуда поднимается вода.

Заросли папоротников.

Заросли папоротников.

Немного вниз, и вода в Рагуше заканчивается. Последний понор справа забирает всю оставшуюся воду. Вперед, еще на пару метров, тянется только небольшая стоячая лужа. А вдоль нее растут папоротники выше человеческого роста, и можно представить, что мы попали в доисторические времена.

На этом наша вечерняя прогулка закончилась. Мы вернулись в лагерь и под звон комаров постарались уснуть.

На следующий день погода наладилась. Выглянуло солнце, подул теплый ветерок, отгоняющий комаров и мошку.  Сегодня мы осматриваем  основную часть каньона Рагуши. Его высота достигает, по разным источникам, от 50 до 80, и даже до 100 м. Ниже автомобильного моста каньон почти зарос. По дну вьется только небольшая тропинка. Видно, что тут  особо не  ходят. Большая часть туристов предпочитает ходить верхом, натоптанными тропами, и только по необходимости спускаться вниз. При этом они очень многое теряют. Рагуша интересна не только у воклюзов или у водопадиков, но и в других местах тоже (воклюз – источник, выход карстовых вод).

Сначала сухое русло представляет собой отложения разнокалиберных обломков известняка. Дальше берега сжимаются, деревья склоняются к высохшей реке и почти перекрывают своими ветвями небо. Дно местами очищается от обломков и взору предстает позеленевший от сырости и вечной тени пласт известняка каменноугольного геологического периода. Справа и слева начинают подниматься желтоватые обрывы. На дне появляются небольшие стоячие лужи. Воздух становится ощутимо влажным.

Еще поворот, и отчетливо слышен шум воды. Речка Рагуша опять появляется на свет. Наиболее эффектно это происходит на левом берегу. Здесь, под зеленым пологом деревьев, находятся два мощных воклюза. Изливающаяся через них вода сразу образует мощный поток, который через десяток метров впадает в основное русло. От воклюзов наверх уходит тропа. Это наиболее простой путь сюда — пройти верхом через обустроенную стоянку, свернуть направо, на старую дорогу, а потом по хорошо заметной тропе спуститься вниз. Не надо ломать ноги на обломках известняка и кормить злобных насекомых, нашедших себе приют в тенистом каньоне.

Дальше идти приходится уже по берегу. Рагуша из сухого русла превратилась в каменистую, порожистую речку. Русло, гуляя по своему ложу, прижимается то к одному берегу, то к другому. Когда воды мало, можно переходить с берега на берег. Но сегодня уровень таков, что не везде перейдешь даже в резиновых сапогах. Приходится подниматься от воды  и идти хорошо заметной тропой вдоль левого берега.

Через некоторое время обрывы опять начинают подступать вплотную к реке. Пойменная терраса исчезает, и тропа начинает круто карабкаться вверх. Приходится держаться руками за стволы деревьев и ветви кустарников.

Трещина берегового отпора.

Трещина берегового отпора.

Поднявшись наверх, тропа немного отходит от речки и прижимается к залесенному обрыву, уходящему куда-то вверх. Между обрывом и речкой встает каменная стена. Это часть берегового обрыва в древние времена откололась от основного массива. Геологи называют такой разлом трещиной берегового отпора. Перепады температуры и непогода частично разрушили отколовшиеся глыбы, и они стали напоминать древние крепостные стены.  Тропа проходит между этими природными руинами и затем круто ныряет вниз, опять на пойменную террасу. Берег каньона на левом берегу уходит в сторону, скрывается за деревьями, а потом, через сотню метров, сделав полукруг, опять возвращается почти к самой тропе.  Вскоре появляются ручьи, сбегающие откуда-то сверху и впадающие в Рагушу. Еще немного и деревья редеют. Слева взору открывается самый известный на Рагуше обрыв. Его высота впечатляет. Родники, бьющие где-то наверху, падают с уступов водопадами и водопадиками, дробятся на мелкие капли в искрящееся на солнце водяное облако. На мокрых блестящих камнях растут шапки зеленого мха, тоже покрытого капелькам воды. Самый большой из увиденных нами водопадов состоял из двух ступеней и в высоту был метров 30.

Тот же водопад, вид сбоку.

Тот же водопад, вид сбоку.

Водопад на Рагуше.

Водопад на Рагуше.

Фотографируем водопады, вылезаем на самый верх каньона, и поверху идем к лагерю. Вернувшись в лагерь, мы неспешно пообедали, свернули лагерь и поехать искать заброшенный Ярцевский бокситный рудник.

В Мозолево перед бетонным мостом вправо и резко вверх уходит грунтовая дорога. Взобравшись на высокую насыпь, она идет прямо по ней. Ширина этой дороги такова, что двум машинам не разъехаться. С тревогой вглядываемся вперед и, как назло, замечаем едущую навстречу машину. Нам повезло, встречная машина нашла какое-то небольшое расширение и пропустила нас. Едем дальше. Внезапно заросли справа и слева исчезли, и мы оказались на открытой высокой насыпи. Но это не насыпь, это мост через Воложбу. Никаких ограждений на нем нет, ширина чуть больше ширины машины, очень впечатляет. За мостом опять потянулась высокая насыпь. В одном месте ее перегораживала большая яма с глубокими колеями, жижей и накиданными ветками и палками. Видно, не одна машина застревала здесь. Но люди как-то ездят через нее. Встреченная нами «шестерка» тому пример. Проехали и мы, благо средств для преодоления подобных мест у «Нивы» побольше. Дальше дорога трудностей не представляет. Небольшие ямы, немного воды, забытые поперечные шпалы, вот, в общем-то, и все. Мы быстро доехали до основной, ныне заброшенной дороги, шедшей когда-то от Бокситогорска к рудникам. Помимо Ярцевского,  на нашем пути должны были еще попасться рудник №7 и рудник №10. Однако, судя по карте, они  затоплены.

Дорога к Ярцевскому руднику.

Дорога к Ярцевскому руднику.

Дорога радовала разнообразием. Она то расширялась, и вечернее Солнце заливало ее, то сужалась до ширины машины, и зеленые ветви скрывали ее от дневного света. Местами придорожный лес в борьбе за солнечный лучик вырастал на приличную высоту и дорога становилась похожа на высоченный и узкий тоннель. Сама дорога в основном каменистая. Местами она окрашена в красный цвет бокситами. Ям и луж не много и они легко проезжаются.

Рудник №7 своим краем выходит прямо к дороге. Он затоплен и представляет интерес для рыбаков. На его берегу стояла «Нива-Шевроле» и лежали болотные сапоги. Самих рыбаков не было видно. Сделав несколько снимков, поехали дальше. Рудник №10, расположен в стороне, слева. К нему идет какая-то полузаросшая дорога. Судя по свежим следам, рыбаки туда тоже ездят.

Еще километр, и справа примкнула та самая короткая дорога от Мозолево. На местности это, правда, выглядело наоборот. В гораздо более наезженную дорогу от Мозолева откуда-то из кустов влилась наша дорога. Решив обратно попробовать вернуться короткой дорогой, мы поехали дальше. Дорога вышла из леса и стала еще живописнее. Справа, сквозь придорожные кусты стали проглядывать виды на долину Воложбы. Слева куда-то вверх уходили заросшие поля. Карта подсказывала названия бывших деревень, а нынешних урочищ. Очень хотелось свернуть туда и насладиться видами с самого верха. Однако ни дорог, ни просто съездов не наблюдалось.

Наконец дорога вышла на какую-то развилку. Наиболее наезженная сворачивала направо и уходила вниз. Прямо продолжалось что-то заросшее с еле заметными старыми следами. Свернули направо и поняли, что наезженная дорога просто спускается на дно долины и дальше уже идет по нему. Вернулись на развилку и поехали  вперед. Эта дорога стала подниматься наверх и, в конце концов, мы выбрались из долины на самый верх. Опять неудача. Рудника нет. Чувствуется, что он где-то рядом, буквально под ногами, но сквозь деревья, покрывающие склон, ничего не видно.

Вид на долину реки Воложбы.

Вид на долину реки Воложбы.

Спустились по дороге немного вниз, остановились и вышли пешком на небольшую полянку. Прямо перед нами открывался великолепный вид. Поляна обрывалась у наших ног. Вниз уходил очень крутой, красноватый склон. Такой цвет ему придают бокситы. Где-то внизу, на дне долины среди заброшенных полей петляла речка Воложба. Еле приметной ниточкой темнела дорога, на которую мы свернули сначала. Справа, на другом берегу долины, можно было разглядеть поселок Мозолево. Где-то почти напротив нас должно быть устье Рагуши. Прибрежные заросли не давали возможности увидеть его. Тишина. Только птицы и легкий ветер нарушают ее. Такую тишину можно услышать только вдали от населенных мест, вдали от дорог, вдали от цивилизации.

Солнце склоняется все ниже и ниже. На календаре середина июня. Белые ночи. Решаем на ночевку опять вернуться в лагерь на Рагушу. Спускаемся к развилке. Где-то на полпути замечаем слева просвет. Видимо это и есть не найденная нами дорога на Ярцевский рудник. Притормаживаем, смотрим. По той дороге можно передвигаться разве что пешком, настолько она заросла. Потом, уже дома, удалось понять, где надо было искать дорогу на рудник. Похоже, что на развилке, там, где расходились дороги вверх и вниз, была еще некая «средняя» дорога. Но она заросла так, что ее без тщательного  осмотра местности найти нереально. Мы вспомнили слова спутника Миши, вожатого из рагушского лагеря, что они заезжали в рудник с другой стороны, проезжали через него, ехали старой дорогой от рудника, и выбравшись в конце концов на наезженную дорогу, определяли где же эта самая дорога на рудник начинается.

В Мозолево решаем выезжать по короткой дороге. Она оказалась вполне приличной. Нет, она, конечно, разбита куда сильнее, чем дорога по старой насыпи. Но все же без трактора проехать можно. Очень много ухабов, ям с камнями, луж и борщевика с двух сторон. Машину трясет и подкидывает. Многие лужи проезжаем напрямик, объезжать их по накатанным объездным колеям нам кажется более рисковым делом.

Через речку Воложбу перекинут бетонный мост. Он как-то не соответствует дороге, по которой мы приехали. За мостом опять рытвины и ухабы. Заброшенные поля вокруг. У самого выезда на грейдер — свалка.

Возвращаемся в лагерь на Рагуше. Там все также тихо и пустынно. Ставим палатку и убеждаемся, что эта тишина обманчива. По краю лагеря начинают проходить туда-обратно группы людей. Одна троица несет с собой в руках бутылку коньяка. Видимо, в уникальном месте и коньяк идет лучше. К ночи транзит отдыхающих через поляну прекратился. Можно забираться в палатку и спокойно спать.

На следующее утро сворачиваем свой лагерь и собираемся в обратный путь. Столь ранний отъезд обусловлен тем, что хочется проскочить Мурманское шоссе до образования пробок. Времени у нас  немного. Однако мы все же решаем потратить его часть на осмотр двух близлежащих речек. Часть их русел тоже отмечены на картах пунктиром, как и русло Рагуши. Сначала едем к речке Понырь, которая впадает в озеро Волошино.

Сухое русло ручья Понырь.

Сухое русло ручья Понырь.

Само название Понырь говорит за себя. На карте отмечено, что у пересечения речки дорогой д. Половное — д. Зубакино должен быть кусок сухого русла. Понырь у моста должен протекать по дну довольно глубокого оврага. Так и оказалось. Справа и слева от дороги заросший овраг с сухим дном. Слева оно глинисто-иловое с большим количеством палок, веток и прочего растительного мусора принесенного водой. Справа есть каменистый участок.

Итак, один вопрос решен. Понырь тоже имеет кусок сухого русла, и карты говорят правду. Конечно, для того, чтоб сказать точно, что он течет под землей нужно как минимум найти поглощающие поноры, и убедиться, что вода уходит под землю, а не просто пересыхает. Пробираться через заросли оврага нет ни времени, ни желания. Придется оставить решение этого вопроса до лучших времен. Садимся в машину и возвращаемся на перекресток в деревне Половное. Для полноты картины следует отметить, что дорога до Поныря довольно разбита. Очень много ям разного размера. Иногда встречаются крупные камни. Весь путь приходится ехать на первой передаче.

Речка Черенка перед деревней Половное.

Речка Черенка перед деревней Половное.

На перекрестке в деревне Половное поворачиваем налево и выезжаем за околицу. Через сотню метров карта говорит, что речка Черенка здесь ближе всего подходит к шоссе. Оставляем машину и через небольшое поле идем на юг. Склоны крутых и высоких берегов Черенки заросли деревьями и кустарником. Сверху можно разглядеть только небольшой кусочек речки. Приходится спускаться вниз. Сразу бросается в глаза, что дно и берега у Черенки каменистые, значит карст возможен. Воды немного, течения нет совсем. Лесной мусор, плавающий на поверхности воды, стоит на одном месте. Вниз по течению русло довольно прямое. Насколько хватает взгляда видно, что характер речки не меняется. Немного почти стоячей воды, голый, каменный берег высотой в метр, дальше крутой заросший склон.

Возвращаемся через поле обратно к машине. Проезжаем по грейдеру деревню Половное и у автомобильного моста через речку Черенку останавливаемся. Подходим пешком к перилам и смотрим. Воды в районе моста гораздо больше. Течение есть. Выше моста и под мостом перекаты. Вода шумит и играет бликами на солнце. Ниже моста течение более спокойное. На повороте, на левом берегу небольшой каменный обрывчик. Сравнивая количество воды до и после деревни, можно предположить, что ее часть уходит под землю где-то выше того места, где мы были, и возвращается обратно на поверхность в районе деревни. Возможно в летнюю межень, когда уровень воды становится еще меньше, русло на каком-то участке пересыхает совсем. Т.е. получается аналог Рагуши. Когда воды много, она течет и поверху, и под землей. Когда ее мало — только под землей. Чтоб это выяснить точно, нужно пройти по руслу и поискать поноры и воклюзы. Но парой часов тут не обойдешься, а на большее времени нет. Делаем несколько заключительных фотографий с моста и трогаемся в обратный путь.

Как мы не старались выехать пораньше, чтоб проскочить до пробок, нам это не удалось. В первую пробку мы уперлись в д. Иссад, там, где Вологодское шоссе выходит на Мурманское шоссе. Здесь строят развязку. Транспорт идет по временным проездам. А дальше все Мурманское шоссе то едет со скоростью 70 км/ч, то наглухо встает. Так мы и добирались до дома в течение нескольких часов.

Запись опубликована в рубрике Прогулки с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий