Село Колчаново

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Село Колчаново. в котором находится церковь Иконы Тихвинской Божьей Мате­ри, стоит на реке Сясь, которая впадает в Ладожское озеро на расстоянии 30 км от устья реки Волхов. Земли эти начали осваиваться еще со времен Рюрика, до петровских вре­мен принадлежали Великому Новгороду. Река Сясь входила в систему судоходных рек, впадавших в Ладожское озеро (Паша, Оять), которые с помощью волоков соединялись с другими реками и обеспечивали торговые связи русских земель с северными районами и странами.

В писцовых новгородских книгах “Рождественский погост” на реке Сясь упоминается в 1582 году1. На погосте уже тогда было две церкви: одна Рождества Христова, другая “теплая Рожество Ивана Предтечи”. В упомянутом году церкви стояли “без пенья”, два двора поповских, два двора дьяческих и двор проскурницы пустовали. К погосту были приписаны боярские поместья с селами, деревнями и землями, а также пустоши (земли) монастырей Радовского, Гостинопольского, Ивановского из Ладоги, Богородицкого “девичья” из Ладоги.

Сведениями о развитии погоста в течение XVII и XVIII веков мы сегодня не располагаем.

В “Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии” за 1869 год дано подробное описание Рождественского Сясьского погоста, которое приводится здесь почти полностью.

“Рождественский Сясьский погост находится на правом берегу реки Сясь. в 28 верстах от Ладоги и в 174 верстах от Санкт-Петербурга, в версте от Ярославского тракта и окруженный р. Сясь с трех сторон, представляет вид острова. Здесь оканчиваются Сясьские пороги и находится судоходная пристань Колчаново, на которой “тихвинки и соминки” разгружаются на мелкие суда, называемые павозки или “паузки”. Пристань пришла в упадок с открытием железной дороги. В порогах есть два довольно больших камня: один называется “усан”, другой, ближайший к церкви — “диакон”.

До 1792 года здесь была деревянная, холодная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, построенная, как видно из описи церковного имущества в 1735 году при Анне Иоанновне. В 1855 году эта церковь за ветхостью, разобрана.

В 1792 г., усердием помещицы княгини Феодоры Степановны Мещерской по­строена каменная теплая церковь во имя Рождества Христова (на кладбище — О. Б.)

В 1850 году явилась мысль построить новую церковь. Собрано было до 13 тысяч рублей серебром. Архитектору А. Я. Андрееву поручено составить план и смету церкви на подобие Благовещенской церкви, в конной гвардии. По высочайшем утверждении плана 15 августа 1853 года, храм заложен 20 сентября 1854 г., а 1862 года 2, 3 и 4 сентября храм освящен.

Это новый трехпрестольный храм из кирпича. Длина его с колокольней 14 са­жень, ширина 9 сажень. Храм утвержден на стрельчатых кирпичных сводах и на цоколе в сажень вышины. Главный алтарь полукруглый, придельные — квадратные. Стены храма кладены сплошной кладкой, середина засыпана кирпичным бутом и залита изве­стью, по стенам прокладена плита, связи сделаны из толстого шинного железа, укрепле­ны болтами. Наружные стены украшены карнизом, полуколоннами, пилястрами; окна полукруглые, с железными решетками; кровля храма — шатровая на 4 ската, покрытая железом и окрашена медянкой. Храм пятиглавый. В средней главе 8 полукруглых окон, в остальных окна фальшивые. Главы церковные круглые, обиты железом и окрашены медянкой. Кресты прорезные, железные, вызолоченные. Высота церкви с крестом сред­него купола — 14 сажень, высота колокольни с крестом — 15 сажень. Двери с трех сто­рон, столярной работы, двойные деревянные и стеклянные. Дерево окрашено под ясень.

Внутри церковь квадратная, с 4 массивными колоннами, освещается 8 окнами. Со­лея возвышена на три ступени и ограждена железной решеткой. Пол из квадратной “тертой” плиты. Иконостасы деревянные вызолоченные. Средний в три яруса, боковые — в один. Они сделаны мастером Савельевым, по рисунку архитектора Андреева, ико­ны — работы Заболотского. Престолы деревянные, верхняя доска из кипариса, под пре­столами — кресты с надписью о времени освящения. Храм строил города Торжка ям­щик Илья Евстратов. Главные жертвователи купцы Новой Ладоги: особенно вдова Степанида Николаевна Марфина с сыном Федором Васильевичем и Тимофей Фил. Лу­ковицкий. Жертвовали также судопромышленники на Сяси и на каналах… Всего на по­стройку пошло до 37 тысяч рублей серебром.

В 1883 году в церкви устроены 3 камерные подвальные печи, а церковь поновле­на… Из священных предметов замечательно Евангелие (т. 1633). Из колоколов самый большой в 103 пуда, с подписью “Сей колокол устроен к церкви Рождества Иисуса Хри­ста усердием прихожан, в особенности — купцов Василия Марфина и Филиппа Лухо­вицкого — 1847 г., октября 10 дня. Лил мастер. Валдайский купеческий сын, Иван Ма­каров Стуколкин”. Один из малых колоколов лил в Стокгольме в 1731 г. мастер Ирих (Эрих) Несман.

При церкви хранятся планы и межевые книги на церковную землю, план местности погоста, чертежи прежних церквей и чертежи нового храма. По обилию и богатству украшения, здешняя церковь может считаться первою из церквей Новоладожского уезда.

В  статистических сведениях названы следующие данные о погосте: церкви владели 33 десятинами земли, из них 27 десятин были пахотными. Радом с церквями имелись деревянные дом дьякона и дом приходского училища, построенный в 1852 г. В версте от церквей располагались усадьбы Алехновщина, горка и Наволок и деревни Великое село, Хомонтово, Костиницы, Юрцево, Пестриково. К церквям было приписано 9 часовен в ближайших селах. При сельце Горке и при Великом селе есть две сопки (в версте от церквей — О. Б.), что говорит о древней истории этой земли3. Посвящение вновь построенной церкви названо в материалах за 1899 год4: “В ней 3 престола:  — Тихвинской Божьей Матери, Рождества Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и Священномученика Василия, пресвит. Анкирского”. Интересен факт изменения главного престола церкви на Тихвинский и перенос старого престола в “придел”. Культ иконы Тихвинской Божьей Матери, явившейся в эти края в 1383 году, в конце XIX века принял очень широкое распространение, она считалась главной покровительницей все­го северо-запада Руси. Успенский монастырь на реке Тихвинке, где икона обитала, рас­положен сравнительно недалеко от Рождественского погоста и их связывает древняя дорога на Ярославль, в 6 км от которой находится Тихвинский монастырь. Икона, явившись на Ладожском озере, проделала сложный, с остановками путь до реки Тихвинки, является притоком р. Сясь и между погостами была связь по воде.

Описание церкви Иконы Тихвинской Божьей Матери дает нам представление о богатом убранстве интерьера, полностью утраченном, и о уничтоженных архитектур­ных элементах, таких как крыша, покрытие глав, кресты, решетки, двери.

“Благовещенская церковь в конной гвардии” названная как образец для архитек­тора строящейся церкви — это Благовещенская церковь гвардейского конного полка в Санкт-Петербурге, построенная по проекту архитектора К. А. Тона в 1842-49 годах, как памятник подвигам полка в войне 1812 года5. Церковь стояла на вновь образованной площади около первого постоянного моста через Неву — Благовещенского (ныне моста Лейтенанта Шмидта, пл. Труда; церковь не сохранилась).

Эклектический стиль с использованием архитектурных приемов и деталей древне­русской архитектуры, которая, в свою очередь, перерабатывала формы византийской, итальянской и других архитектурных школ, был создан и ярко представлен в построй­ках архитекторов середины-второй половины XIX века. К. А. Тон был фактически основоположником и активным распространителем нового стиля, занимаясь научным изучением памятников архитектуры древности и используя эти знания в новых постройках. Первое сооружение К. А. Тона в этом стиле — храм Христа Спасителя в Москве, проектирование которого он начал в 1831 году, а строительство закончилось в конце 1880-х гг.

За годы архитектурной деятельности А. К. Тон построил огромное количество интересных сооружений, выполненных в разных эклектических стилях, но особое место в его биографии занимают церкви, сооруженные в Москве, Петербурге, Новгороде, Пскове в «русском стиле». После 1850-х годов К. А Тон уже практически не занимался проектированием и эстафету нового стиля отечественной архитектуры подхватили дру­гие архитекторы, используя уже отработанные Тоном приемы и типы сооружений.

Церковь Иконы Тихвинской Божьей Матери построена по проекту архитектора Андреева Александра Яковлевича, который в 1815 году вместе с К. А. Тоном, закончил Акаде­мию художеств. В течение 36 лет Андреев работал в Попечительстве (строил здания II отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии), был старшим архитектором Казарменной Комиссии и Департамента Военных Поселений. В 1851 году он был избран в почетные вольные общники Академии художеств6. Ни об одной церковной постройке Андреева до 1850 года, когда ему был сделан заказ постройки храма на Рождественском погосте, нет сведений. Известные постройки зодчего в Санкт-Петербурге относятся к граждан­ским или жилым зданиям, их немного и они перестроены7, что не позволяет создать представление о его авторском почерке. Тихвинская церковь в Колчанове очень про­фессионально запроектирована, ее фасады пропорциональны, план четок и конструкти­вен. Она отличается от «образца» А. К. Тона, указанного заказчиками, но во многом повторяет строительные приемы и «русский» декор, встречающийся на многих Тоновских церквях.

Тихвинская церковь, построенная во второй половине XIX века, за время своего существования не подвергалась никаким серьезным перестройкам. В 1930-е годы, когда церковь была действующая, к ней вела хорошая грунтовая дорога, по сторонам которой шли выложенные каменной плитой пешеходные дорожки, обсаженные кустами, церковь окружала металлическая ограда, около церкви располагались могилы священнослужителей9. Церковь была закрыта в 1937 году. Во время войны в ней были мастерские, позже — склад. Уже более 50 лет церковь пустует. Еще в 1970 году крыша была в основном в хорошем состоянии, главы имели металлическое покрытие9. Ураганом 1981 года на церкви сорвало крышу. Сегодня на церкви отсутствуют все кресты, покрытия глав, крыши, обрушены значительные участки сводов подклета и собственно церкви, отсутствуют все дверные и оконные заполнения, решетки, полы, убранство интерьера. При этом общее техническое состояние храма можно считать удовлетворительным.

Церковь Рождества Христова, построенная в конце XVIII века, стоящая в 200 метрах от Тихвинского храма на кладбище, находится в руинированном состоянии. У нее сохранились стены на всю высоту, но при этом утрачены все своды (кроме свода колокольни), один столб, кирпичная алтарная преграда, крыши, завершения. Кладбище около церкви действующее, на нем сохранились полуразрушенные могилы с середины XIX века.

Вокруг церквей располагаются дома, участки, поля деревни Рождественский погост, есть вновь построенные дома. В 1982 году близь церквей сохранялась маленькая деревянная часовня. Деревня входит в административный центр — село Колчаново.

Исторически по реке Сясь, также как и по другим рекам, древних новгородских земель, располагалась целая цепочка погостов. Так в XVI веке севернее Рождественско­го погоста на реке Сясь, почти у ее устья у Ладожского озера располагался Богоявлен­ский погост, а южнее (ближайший) — Никольский, в XIX веке упоминается погост Сясьские Рядки с Успенской церковью. С XVI века известен Троицкий погост на Златыне, располагавшийся на берегу Волхова, стоящий на дороге из Новой Ладоги к Колча­ново. Сейчас это село Иссад, где в руинированном состоянии сохранилось две кирпичные церкви, построенные во второй половине XIX века. Рассматривая сегодня историю одной постройки — храма Иконы Тихвинской Божьей Матери в Колчаново — нельзя не задуматься о воссоздании истории Рождественского погоста в целом, а она, в свою очередь, связана с историей региона, где в Старой Ладоге в IX веке закладывалось будущее русского государства.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 гг. Л.,1930.
  2. Неволин К.А. О пятинах и погостах Новгородских. “Записки Русского географического общества”, т.VIII,, СПб, 1853 г.
  3. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии, т.VIII, IX, СПб, 1867-1876 гг.
  4. Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии. Составлена под редакцией секре­таря СПБ. Духовной Консистории Н. М. Кутепова. СПб., 1899 г.
  5. Список церквей Санкт-Петербургской епархии с указанием их почтовых трактов. СПб. 1894г.
  6. П. Н. Петров. Сборник материалов для истории Императорской Академии Художеств. СПб., 1864 г.
  7. Биографические сведения о членах Академии Художеств и вообще художниках, умерших в 1875 — 1878 гг., СПб, 1879 г.
  8. Собко Н.П. Словарь русских художников, ваятелей, живописцев, зодчих … (XI — XIX в.в.) т. 1, вып. 1, СПб, 1893 г.
  9. Сборник материалов для истории Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств за сто лет ея существования. СПб, 1865 г.
  10. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб. 1996 г.
  11. Зодчие Петербурга второй половины XIX века (Каталог выставки) Л7,1985 г.
  12. Архитекторы — строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала XX века. Спра­вочник СПб, 1996 г.
  13. Т. А. Славина. Константин Тон. Л., 1982 г.

Составила Боровицкая О. В.

Материалы Алексинского историко-краеведческого музея.

Запись опубликована в рубрике История с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий